8(495) 739-73-06
masis-himki@mail.ru

Армянская диаспора России

Вреж Кардумян

Одним из специфических факторов в процессе становления и развития незави­симой Республики Армения (РА), по сравнению с другими новообразованными государствами на постсоветском пространстве, является армянская диаспора. Отчужденная на протяжении прошлых семи десятилетий от Советской Армении, уни­кальная армянская диаспора, численность которой многократно превышает число жителей самой страны, с большой готовностью включилась в процесс разрешения множества проблем, вставших перед независимой Арменией.

После волны эмиграции 90-х годов население Армении составляет немногим более 3 млн. чел., тогда как число проживающих за пределами республики армян доходит до 7 млн..

Учитывая тесные взаимоотношения между Арменией и Россией и их стратеги­ческое партнерство, особый интерес для обеих стран представляет армянская диаспора России, которая по числу самая большая армянская диаспора в мире, насчи­тывающая около 2,5 млн. чел., и ее влияние на армяно-российские отношения.

Образование армянской диаспоры России после распада СССР

Распад СССР вызвал новую большую волну эмиграции армян в Россию. Причинами исхода из республики стали разрушительное Спитакское землетрясение (1988 г.), транспортная блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции, неблагоприятные социальные условия, массовая безработица. Основная часть армянских эмигрантов нашла пристанище в Краснодаре, Ставрополе, Ростове, Москве, в промышленных центрах Урала и Сибири. Огромное число армян эмигрировали в Россию из Абхазии и Азербайджана, спасаясь от войны и этнических чисток.

В этот период из Армении в Россию эмигрировало около 700 тыс. армян, меньшая часть - в Европу и США.

В 1989 г. общее число армян в России составляло 532 тыс., а в 1994 г. - уже 1,8 млн.. Так постепенно происходило формирование новой армянской диаспоры России, которая насчитывала в 2003 г. около 2,2 млн. чел.

Следует отметить, что нынешняя армянская диаспора России - понятие новое, потому что еще 16 лет назад ар­мяне и россияне жили в одной стране, и армяне в любом уголке СССР не воспринимались как инонациональная диаспора. Тогда для армян понятие диаспора (Спюрк) ассоциировалось с США, Францией, Аргентиной и другими зарубежными странами.

Как заявил президент Армении Роберт Кочарян, в России у армянской диаспоры некоторых компонентов нет, она находится в стадии формировании, в стадии структурирования диаспоры в том понимании, как это представляем ее в других странах.

Таким образом, с распадом СССР на постсоветском пространстве образовалась армянская диаспора, качествен­но отличающаяся от прежней. По ряду объективных причин она не имела опыта и традиций в организации об­щинной жизни и формировании национальных общественных институтов. Поэтому, в отличие от армян, обосновавшихся в разных российских городах во времена СССР, которые были адаптированы как в этнокультурном, так и в правовом смысле, эта качественно новая диаспора, причиной образования которой в основном являлся экономический фактор, была крайне разрозненна.

Основными причинами медленного становления армянской диаспоры России нам видятся следующие: армянская диаспора России достаточно неодно­родна.

Одной из ее особенностей является то, что не всех армян можно отнести к диаспоре, так как немалая их часть в этнокультурном смысле идентифицирует себя с Россией и русским народом. Большая часть армян, обосновавшихся в России в "доперестроечны й" период адаптирована в правовом и социально- экономическом плане. Они с некоторой опаской относятся к тем армянам, которые переехали в Россию в 90-е годы и которые испытывают затруднения в трудоустройстве и другие социально-экономические проблемы.

Одной из главных причин, припятствующих становлению сильной, сплоченной армянской диаспоры - это то, что несмотря на высокий экономический потенциал армян России, финансирование армянских диаспоральных объединений осуществляется ими редко, что качественно отличается от механизмов финансирования армянской диаспоры США и Франции.

Таким образом, можно констатиро­вать, что после распада СССР основа консолидации армян в России все более приобретает корпоративный характер, а деятельность армянской диаспоры направлена в основном на лоббирование собственных экономических интересов, прежде всего самосохранения и укрепления своего статуса.

В отличие от армянской диаспоры России, армянская диаспора в зарубежных государствах, прежде всего в США, накопила солидный опыт по лоббированию политических и экономических интересов Республики Армения. Создан ряд активно действующих организаций, в том числе международного уровня, оказывающих финансовую и гуманитарную помощь Армении.

Среди таковых Всеармянский благотворительный союз (США), который только за 1988-1998 гг. передал РА более 30 млн. долл. гуманитарной и медицинской помощи. 21 млн. долл. был предоставлен армянскими общинами мира для осуществления поставок в Армению топлива в годы энергетического кризиса.

После распада СССР армянское лобби США смогло добиться для Армении самой большой по размерам гуманитарной помощи среди стран СНГ по правительственной линии: на конец 90-х - начало 2000-х годов объем американской гуманитарной помощи, оказываемой Армении, составлял 293 млн. долл.

Благотворительную помощь РА оказывает Армянская Ассамблея Америки. Что же касается инвестиций и финансовой помощи Армении, то здесь бесспорным лидером является американский магнат армянского происхождения Кирк Кркорян и возглавляемый им фонд "Линси".

Таким образом, армянская диаспора США за время своего существования создала реальную систему определенных институтов, необходимых как для лоббирования политических и экономических интересов Армении, так и для влияния на ее внешнеполитическую линию. Своими инвестициями, Лоббингом, экономической помощью армянская диаспора США стимулирует Армению на установление более тесных отношений с США.

Определенные шаги по консолидации армян России были предприняты на пороге XXI в.

В июне 2000 г. в Москве состоялся учредительный съезд представителей армянских общин Российской Федерации, который принял решение о созда­нии общероссийской общественной организации Союз армян России (САР) и избрал своим первым президентом Ара Аршавировича Абраамяна. С созданием САР наступила новая эпоха в жизни российской армянской общины, в процессе укрепления традиционных межгосударственных российско-армянских отношений, в установлении связей армянской диаспоры с исторической родиной

Создание САР стало важным шагом на пути консолидации российских армян.

По словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, благодаря Союзу армян России, сегодня у армян за рубежом, в самой многочисленной и рассеянной в географическом смысле общине,

есть орган, который представляет собой качественно новое явление в диаспоре сво­им организационным и структурным харак­тером, орган, который доказал свою жизнеспособность и результативность. Деятельность этой организации нацелена на

обеспечение процесса самоорганизации российских армян для сохранения нацио­нальной самобытности, культуры, языка, веры, оказание многоплановой помощи ис­торической родине, восстановлении эконо­мики страны, содействии упрочнению российско-армянских межгосударственных отношений.

Немаловажную роль в армянской диаспоре России играет также Асоциация российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЕС), основной

задачей которой является углубление

связей между деловыми кругами Армении и России, а также создание наиболее благоприятной атмосферы для развития экономических взаимоотношений между двумя странами.

По словам первого вицепрезидента АРАДЭС Оганеса Оганяна, вся система взглядов и подходов АРАДЭС выстроена таким образом, что по существу гарантирует поступательное развитие и расширение делового взаимодействия между двумя странами, различными предпринимательскими структурами России и Армении

Диаспоральная политика Республики Армения

Рассматривая влияние армянской диаспоры России на политическую жизнь Армении, необходимо отметить, что здесь важна позиция самой Армении. Так, после провозглашения независимости Армении отношения между страной и диаспорой сложились сложные.

Власти страны стремились получить от диаспоры финансовую помощь, но

до решения серьезных вопросов не допускали.

Вопрос о двойном гражданстве армянские власти решить не спешили, мотивируя это тем, что при наличии двойного гражданства диаспора сможет играть более весомую роль во внутриполитической жизни страны и получит реальную возможность формировать внутриполитический и внешнеполитический климат в Армении.

Тем не менее 2б февраля 2007 г. Национальное Собрание Армении одобрило во втором и окончательном чтении закон, дающий право на гражданство всем армянам, в надежде на то, что это укрепит связи с обширной диаспорой за рубежом.

Согласно закону, армянское гражданство смогут получить лица старше 18 лет, владеющие национальным языком, знающие конституцию страны. Армяне с двойным гражданством смогут голосовать на выборах и избираться в местные органы власти.

Закон предусматривает некоторые ограничения политических прав для лиц, имеющих двойное гражданство: они не могут баллотироваться в президенты, избираться депутатами парламента, быть членами Конституционного суда и т.д

На первый взгляд, может казаться, что этот закон создает правовую базу

для влияния диаспоры на политическую жизнь Армении.

Однако в законопроекте говорится о том, что лица с двойным гражданством могут участвовать в избирательном процессе только на территории Армении. Это означает, что для участия в выборах, например, представители армянской диаспоры России, имеющие двойное гражданство, должны приехать в Армению на выборы, потратив 400-500 долл. на билет, что маловероятно.

Таким образом, армянские власти, выступая за введение института двойного гражданства, стараются ограничить право лиц с двойным гражданством влиять на политическую жизнь страны.

Законопроект о двойном гражданстве вообще достаточно противоречив: так, институт двойного гражданства позволяет лицам, проживающим за пределами Армении, являться членами армянских партий, финансировать

партию, хотя в законе о партиях закреплено, что граждане других государств не могут быть членами армянских партий

Сегодня отдельные статьи этого законопроекта находятся пока на стадии доработки.

Впереди еще разработка механизмов реализации этого закона, после чего должны быть заключены двусторонние соглашения с теми странами, где проживают лица, желающие получить двойное гражданство.

Тем не менее, несмотря на определенные трудности при реализации это­го закона, он сможет стать хорошей основой для более тесного партнерства между Арменией и Россией, привести к увеличению объемов инвестиций в экономику Армении, так как принятие этого закона позволит, например, российским гражданам армянского происхождения инвестировать свои финансовые ресурсы в экономику Армении и развивать армяно-российские торгово- экономические взаимоотношения.

Отмечая проблемы, препятствующие консолидации армян России, а также недочеты диаспоральной политики Армении, следует признать, что нынешнее руководство Армении предпринимает определенные шаги для консолидации Армении и Спюрка.

Так, в 1999 г. в Ереване был созван первый представительный форум Армения - Диаспора.

Второй форум состоялся в 2001 г., когда праздновалось 1 700-летие принятия христианства в Армении, а третий - 2006 г.

В октябре 2000 г. в Ереване прошел первый Всеармянский съезд женщин.

Таким образом, и со стороны диаспоры, и со стороны Армении предпринимаются серьезные шаги к объединению усилий с целью разрешить первоочередные задачи, стоящие перед армянским народом.

Для достижения этой цели и преодоления вышеперечисленных проблем перед международными армянскими организациями и властями страны применительно к России стоят следующие задачи:

- преодоление раскола между различными слоями российского армян­ства;

- создание механизмов финансово- экономической поддержки общественных организаций;

- актуализация лоббистского потенциала, как это проявляется в армян­ской общине США.

Самое большое достижение армян России за последние годы в сфере лоббирования, это то, что армянская диаспора России все-таки добилась признания российскими властями геноцида армян.

Необходимо создать соответствующую законадательную базу для нормальной работы армянам диаспоры в Армении наравне с гражданами страны. Это позволит привлечь финансовый капитал армян диаспоры в экономику страны и развивать взаимоотношения Армении со странами, гражданами которых являются инвестры.

В последние годы власти Республики Армения начали поощрять иностранные инвестиции в страну.

Но одно дело поощрять, другое - создавать реальные и приемлемые условия для этих инвестиций. Власти Армении должны создать такую стабильную систему для инвестиций, которая способствовала бы снижению рисков в этой сфере.

Учитывая накопленный опыт в мире, необходимо максимально либерализовать законодательство страны для привличения иностранных, в том числе российских, капиталов и финансовых ресурсов.

Важную роль в становлении армянской диаспоры России а также укрепления армяно-российских отношений могут сыграть САР и АРАДЭС.

Основной линией деятельности этих организаций должно стать активное организационное, финансовое и управленческое содействие любому конструктивному и общеполезнему бизнесу, юридическая и консультационная поддержка этого бизнеса в России.

Сегодня с уверенностью можно заявить, что тот маленький опыт, который приобрел САР, можно рассматривать как минимодель отношений между Арменией и диаспорой. Учитывая это, сегодня САР должна расширить свои связи с другими армянскими диаспоральными объединениями мира и перенять тот солидный опыт консолидации и лоббирования армянских интересов, который накопили другие армянские общины мира, имеющие многолетнюю историю.

Как заявил президент Армении Роберт Кочарян, "Объединение армян России вокруг созданного союза будет и впредь способствовать дальнейшему сохранению и укреплению многовековых, святых и прочных связей между Россией и Арменией

Реализовав все вышеупомянутые за­дачи, которые стоят перед руководством Армении и армянскими общинами России, армянская диаспора России станет самой дееспособной, сильной, обладающей солидным финансовым и политическим потенциалом и сможет

наравне конкурировать с армянской

диаспорой США, также и активно влиять на армяно-российские отношения.

Как заявил бывший примьерминистр России Михаил Фрадков, "Использовать армянскую диаспору России - 2,5 млн. чел. - это колоссальный потенциал. Энергичные, умные, талантливые, с предпринимательской жилкой люди. И россияне здесь смогли бы поучиться многому. Надо активизировать эту работу.

Нужно отметить, что сегодня с помощью САР и Всемирного Армянского Конгресса, учредительный съезд которого состоялся в 2003 г. в Москве, в России сложился положительный образ армян и Армении, и позволил наладить эффективное сотрудничество с российскими регионами,способствовать активизации экономических связей между Арменией и субъектами Российской Федерации.

Эти активные шаги постепенно приводят к полноценному формированию и консолидации армян России и становлению составной частью мировой армянской диаспоры.

Итак, можно прийти к следующему выводу: после распада СССР на террито­рии России появилась качественно новая армянская диаспора, влияние которой как на внешнюю политику Армении, так и на армяно-российские отношения было до сих пор невелико.

Причиной тому были следующие обстоятельства:

- крайняя разобщенность и неоднородность армянской диаспоры России;

- отсутствие диаспоральных институтов для консолидации армян России, что объясняет слабый лоббистский потенциал российской армянской общины;

- непоследовательная диаспоральная политика властей Республики Армения.

Ситуация изменилась после 2000 г., что было обусловлено активизацией диаспоральной политики Республики Армения, направленной на консолидацию армянского Спюрка и исторической родины, создание Союза армян России и ор­ганизации АРАДЭС.

Что привело к консолидации армянской общины России, стимулировало развитие армяно-российских отношений, особенно в сфере экономики.

Исходя из вышеизложенного, можно считать, что наличие армянской диаспоры и ее постепенное вхождение в этот процесс может интенсивно форсировать армяно-российские двусторонние отношения.

http://rau.su/observer/N12_2007/045_051.pdf