8(495) 739-73-06
masis-himki@mail.ru

Амбарцум — Вознесение Господне в Армении

Вознесение господне в качестве праздника утвердилось в IV-V веках и отмечается на сороковой день после Пасхи. 

В основе его лежит евангельское повествование о том, как воскресший Иисус Христос призвал апостолов на Елеонскую (Масличную) гору близ Иерусалима и благословил их на всемирную проповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Духа Святого, уча их соблюдать все, что Я повелел вами; и вот, Я с вами во все дни до скончания века». 

С этими словами Он стал отдаляться, вознесся и скрылся в облаке и «воссел одесную Бога». Пока апостолы взирали на небо, явились два ангела и поведали о вознесении Христа, который в свое время явится вновь для Суда над человечеством и утверждения царства небесного: «Он придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». 

О знамениях, которые будут предшествовать этому явлению, Иисус предупреждал апостолов: «...Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою... О дне же и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

Амбарцум (Вознесение)

Празднование Вознесения, известное по армянским календарям как "Джан гюлум" ("День молочного супа"), отмечается на 40-й день после Пасхи. По преданию, после воскресения Христос в течение 40 дней был с людьми и своими учениками, и вознесся на небо в четверг на шестой неделе после Пасхи. Этот праздничный день молодые женщины и девушки проводили на полях и в горах, среди цветов и у родников. Поскольку праздник отмечался в период, когда земля уже оплодотворена, считалось, что эта способность земли через цветы передается людям. 

Амбарцум еще известен и как праздник Вичак (жребий). По традиции, в среду вечером молодые девушки собирали в один кувшин воду из семи родников, песок из горных рек, росу и цветы. После этого опускали в кувшин меты: кольца, пуговицы, камешки, и держали его всю ночь под открытым небом, предавая его свету звезд и луны. Делалось это для того, чтобы небо и звезды передали каждому фантику судьбу его хозяина. Утром следующего дня собирали цветы и плели из них венки, один из которых обязательно был большим, имел форму креста и назывался Цахкамер (мать цветов). Затем пели "Джан гюлум" и наудачу вынимали вещицы из заветного кувшина, по одной после каждого куплета и то, о чем говорилось в куплете, являлось предсказанием для хозяйки вещицы. После чего участвовавшие в обряде молодые девушки несли Цахкамер в церковь.