8(495) 739-73-06
masis-himki@mail.ru

Армянская Апостольская Церковь имеет свои праздники, которые отличаются от других христианских церквей. Каждый праздник имеет свой смысл, назначение, совет и т.д. 

Армянская церковь разделила праздники на 3 группы: 

  1. .Праздники в память святых, которые признаны Армянской церковью. 

    Церковь признаёт святыми тех: кто всю жизнь посвящал христианству, честных, служивших народу и церкви. 

  2. «Терунакан» праздники, это те праздники, которые посвящены Иисусу Христу, св. Марии, кресту и церкви. К ним относятся день недели - воскресение, пасха, троица и т.д. 
  3. Армянская церковь имеет дни поста, в эти дни люди начинают поститься, и не употреблять в пищу мясо и ещё некоторые продукты. 

    Праздники бывают переносные и непереносные. Непереносные праздники празднуются каждый год в тот же день, независимо в какой день недели они выподают. Переносные праздники празднуются каждый год в разные дни. 

ПРАЗДНИКИ

«Аветман тон»

Этот праздник посвящается – вести. К Св. Марии приходит ангел Габриель от Бога, и говорит, что она родит сына Господнего, который спасет человечество. Этой новости посвящается праздник. Этот праздник относится к непереносным праздникам и празднуется каждый год 7 – апреля. 

«Сурп Цнунд»

У каждого человека из самых святых дней считается день его рождения. Так же один из радостных праздников церкви считается день рождения Иисуса Христа. Этот день Армянская церковь празднует 6 – января. В тот же день Армянская церковь празднует крещение Иисуса Христа. 6 января, в день празднования, освящается вода. 

В ночь с пятого на шестое января во всех армянских семьях накрываются праздничные столы, с блюдами, которые посвящены этому празднику. Перед каждым блюдом ставится свечка и при свете свечек члены семьи садятся за стол. 

«Терндарач – Трндез»

Этот праздник посвящается 40 дневному пути Иисуса Христа до храма. Праздник отмечается 13 – февраля. Праздник начинается в этот день и заканчивается на следующий день утром. 

Службы в церквях в этот день начинаются вечером. После чего люди, с горящими свечками идут домой. Празднование продолжается во дворах домов. Зажигаются при помощи свечей костры. 

Костры делают молодые люди, которые обручены или недавно сыграли свадьбу. Молодые люди прыгают через костёр, держа друг друга за руку. 

Эти костры разгоняют зимний холод и темноту, и предвещают о приближении весны, а новобрачным приносят любовь, счастье и долголетие. 

«Вардавар»

(Ивана Купала)

Иисус Христос со своими учениками поднимается на гору Табор. Там он молится. После чего его лицо начинает светиться белым светом, а одежда белеет и становится светом яркой луны. Светясь Иисус говорит ученикам, что он сын Божий, но каждый из них может стать в один ряд с ним, если будет справедливым и благородным. 

В этот день старшие и младшие, мужчины и женщины льют друг на друга воду. Говорят, что эти игры начались со времён наводнения. 

Армянская церковь празднует этот праздник в один из дней, который входит в отрезок с 28 – июля по 1- августа. 

Этот праздник в старину начинался с выпусканием голубей. 

Из истории праздника известно, что этот праздник сотворил Ной. Он завещал своим детям один раз в год обливать друг друга водой, чтобы не забыть наводнение. 

«Цахказарт»

(Вербное Воскресение) 

Перед распятием и воскрешением, Иисус Христос в последний раз идёт в Иерусалим. Входящего в город Иисуса, народ встречал с большой радостью. Большинство кидали ему под ноги ветки деревьев и цветы. Этим они проявляли свою любовь и преданность Иисусу. 

«Цахказарт» в Армянской церкви входит в число переносных праздников и празднуется в первое же воскресение за неделю до празднования Пасхи. 

В этот день вечером люди обрезают ветки вербы и ивы, и приносят в церковь. Церковь украшают ветками и цветами и большую часть ветвей ставят в середине. 

Под освящением свечей Каана, освящает эти ветки, после чего они раздаются прихожанам. Люди эти ветки хранят в домах, чтобы не болеть и было плодородие и изобилие. 

«Цахказарт» больше всего любили новобрачные. После свадьбы они в первый раз шли в отцовский дом, чтоб навестить своих родителей. 

«Затик»

(Пасха)

Пасха начинается в конце Великого Поста. Этого праздника люди долго ждут и готовятся основательно. 

После распятия, через три дня Иисус Христос воскрес. Своим воскрешением он показал, что все справедливые и добрые христиане воскреснут. Воскресение распятого Иисуса Христа для всех христиан имеет такое же значение как его рождение. Поэтому оба праздника празднуются с большим размахом. 

В субботу, которая следует после Пасхи, вечером проходят службы в церквях. В этот день и последующие дни, люди встречаясь с друг другом говорят –Христос воскрес «Христос аряв и мерелоц», в ответ слышали –Воистину воскрес «Орняле арутюн Христоси». 

После прихода людей домой из церкви, накрывается стол, который говорит о конце поста. На столе присутствуют Пасхальные красные яйца. Люди дарили друг другу эти красные яйца, которые означают человеческие грехи - кровь Иисуса Христа. 

«Амбарцман тон»

(Вознесение) 

После распятия и воскрешения, Иисус Христос на земле провёл 40 дней. В это время, встречаясь с апостолами, он завешает им идти на гору Зитеняц, где он их благословляет и говорит, чтоб они проповедали христианство всем народам мира. После чего возносится на небеса. 

Этот праздник в Армянской церкви считается переносным, он празднуется на сороковой день после Пасхального воскресенья. 

Ночь праздника народ называет – «Амбарцман гишер» (Ночь Вознесения). 

В этот день девушки собирают цветы и воду из семи источников. Букетом они накрывали воду, и ночью ставили под открытым небом, чтоб она покрылась росой вознесенской ночи. Девушки писали стихи и бросали в кувшин с водой. После чего, они утром по очереди доставали свои стихи, с мыслью о том, что написанное сбудется. 

В народе этот обычай известен, как «Джан Гюлум». 

«Мариам Аствацацни Верапохум»

( Св. Девы Марии) 

Перед распятием Иисус Христос оставляет свою мать под опекой одного из апостолов. 

После распятия, Св. Дева Мария на земле проводит 15 лет. В течении этих лет со стороны противников Иисуса Христа она приговаривается к мучениям. Однаждый к ней приходит ангел Габриель и извещает её об окончании её дней на земле. Услышав об этом, она в последний раз поднимается на гору «Зитеняц» и возвращается домой. Апостолы приходят попрощаться с ней. И при присутствии апостолов она умирает. 

Из апостолов только Варфоломей не успевает попрощаться с ней. И по этой причине они открывают пещеру, где лежала она. Но открыв пещеру они увидели, что там пусто и они понимают, что Мария вознеслась на небеса. Армянская Церковь называет гибель земной жизни Марии -«Верапохум». 

«Хахох орнек»

(Освящение Винограда) 

Когда Ной спустился с горы Арарат, перед ним открылась прекрасная долина. Здесь он посадил первую ветвь винограда. Значение винограда у Армянского народа очень большое. 

Армянская церковь, освящая виноград, освящает и все новые плоды этого года. А почему для этого был выбран виноград? Потому что Иисус Христос сравнивал себя с виноградной лозой. Из винограда делают вино, которое, как сказал Иисус Христос – «Это моя кровь». 

«Мариам Аствацацни Верапохум» и «Хахох орнек» празднуются в один и тот же день, и они относятся к переносным праздникам. Эти праздники празднуются в ближайшее воскресенье к 15 августа. 

«Чраках» 

Библия призывает, что бы вовремя сбора урожая, оставляли маленькую часть для бедных и нуждающихся. Плоды, которые были оставлены, называются – «Чраках» 

«Хачверац – Сурб Хачи тон»

(Праздник Святого креста) 

«Хачверац» - означает поднимать крест. Праздник посвящается 2 главным событиям. 

После вознесения Иисуса Христа один из апостолов в Иерусалиме, во время службы поднимет крест, на котором был распят Иисус Христос для превозношения. 

Второе событие связано с тем, что возвращали крест от неверующих. В 610 году Персидский царь завоевывает Иерусалим. Он разрушает город и уносит с собой награбленное, и в месте с тем крест Иисуса Христа. Византийский император Ираклий собирает огромную армию и освобождает крест Иисуса Христа. Во время освобождения креста участвовали и армянские войска. Император Ираклий, когда шёл освобождать крест, проходил через территорию Армении. Ему помогали армянские князья и особенно княгиня Бюрех. После победы император Ираклий, возвращаясь, дарит маленький кусчек от креста этой княгине в знак благодарности. 

Народ узнав, что император Ираклий победил, встречал его с радостью и почётом. В знак победы император поднял крест и нёс его поднятым, чтоб показать всем. 

В этот праздник после вечерней службы в Армянских церквях украшают крест базиликом. Украшенный крест духовные служители и народ выносят из церкви и обносят вокруг неё. 

Украшенный базиликом крест означает крест Иисуса Христа, который возвращался по цветущим полям Армении. 

«Хачверац – Сурб Хачи тон» относится к переносным праздникам и празднуется в ближайшее к 14 сентябрю воскресенье. 

«Бун Барекентан ев Мец Пайк»

(Масленица и Великий Пост) 

В день Масленицы люди ходят в гости друг к другу или всей семьей собираются у одного стола и празднуют. Главное блюдо этого праздника является плов с изюмом и маслом. 

В этот день в старину организовывались ярмарки и народные гуляния, в которых участвовали взрослые и дети. 

Масленица в Армянской церкви празднуется всегда в воскресенье и заканчивается в тот же день вечером. На следующий день утром начинается Великий пост. 

Церковь объясняет, что Великий пост имеет духовный и материальный смысл. Духовный смысл Великого поста в том, что люди постясь, сожалели о своих содеянных грехах. Материальный смысл – организм очищается от вредных и токсичных веществ. Смысл поста показал впервые Иисус Христос, когда 40 дней он провёл в пустыни. 

К 40 дням Великого поста прибавляется 9 дней, предшествующие Пасхе и в итоге Великий пост продолжается 49 дней и заканчивается Пасхой - в день воскрешения Иисуса Христа. 

Дни Великого поста считаются трауром. В эти дни не венчаются, не крестятся и т.д. 

Масленица и Великий пост в Армянской церкви являются переносными праздниками. Они начинаются в феврале или в марте и заканчиваются в апреле. 

«Сурб Саргис»

(Святой Саргис)

История рассказывает, что Саргис был римским полководцем, живший в 4 веке. Когда он стал христианином, начал проповедовать христианство. Однако к власти приходит новый император и начинает гонение на церковь. И он был вынужден податься в бега, и так приходит в Армению. 

В это время римский император Максимилиан воюет с Арменией, и Саргис выступает на стороне Армян. 7 дней и ночей, без пищи и воды сражался Саргис. После сражения он думал, как бы достать кусочек хлеба. И вдруг, в это время поднимается ветер и ему в руки падают несколько ростков пшеницы. 

Армянский царь ему советует идти в Персию. Там Персидский царь в начале его хорошо принял, и он сражается против Персидских врагов. Однако когда царь узнал, что Саргис христианин, попросил его отречься от христианства. Саргис от этого отказался и тот приказал его убить. 

Армянская церковь праздник Св. Саргиса объявила днём благословления молодежи. 

Праздник Св. Саргиса является переносным и Армянская церковь его празднует в конце января или в начале февраля.

«Сурб Вартананц тон» 

451 году в битве геройски погибли 1036 храбрых воинов и Армянский полководец Вартан Мамиконян. Всех погибших храбрецов народ назвал «Вартанянк» - Вартанянцы. Это слово в дальнейшем носил смысл – «защитник родины, храбрый». 

Великая битва произошла 451 году 26 мая. 

Воины, под руководством Вартана Мамиконяна умерли за свою веру и родину. 

Великий пост требует, чтоб у людей была сила воли, смелость, вера и надежда. 

По этой причине Армянская церковь этот праздник празднует перед Великим Постом. 

Этот праздник относится к переносным и празднуется в один из дней, который попадает в отрезок между 29 январём и 4 мартом. 

Во вторник перед праздником «Сурб Вартанац» Армянская церковь празднует «Хевондянц тон». «Хевондянами» называли духовных служащих, которые участвовали в этой битве, и потом были казнены по приказу Персидского царя. 

«Катохике Сурб Эджмиацни тон»

(Католикосат Святой Эджмиадзин) 

В Армянской Апостольской церкви есть праздники, посвящённые церкви. 

Из них два праздника посвящены Св. Матери Эджмиацин. 

Первый праздник посвящён утверждению христианства в Армении и видению Григора Просветителя и называется «Катохике Сурб Эджмиацин». 

Второй праздник посвящён церкви Св. Матери Эджмиацин и её освящению, носит название «Шохакати тон». 

Церковь Св. Матери Эджмиацин была построена 301-303 годах. Её архитектором является Григор Просветитель, и он построил её так, какой выдел во сне. 

Этот праздник имеет большой смысл. Церковь Св. Мать Эджмиацин является местом погребения всех католикосов. Она является святым местом и местом посещение паломников. Этот праздник празднуется приблизительно через 2 месяца после Пасхи. 

«Варага Хачи тон»

Гора Варага находится возле Вана, один из старых армянский городов. По свидетельствам истории здесь нашли убежище девы: Рипсиме и её подруги, которые убежали от преследования римского императора. 

Рипсиме всегда носила с собой кусочек креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот кусочек она унаследовала от своих предков. 

В середине первого века римская императрица отправляется в Иерусалим на паломничество. Так как она очень сильно хотела увидеть могилу и крест, на котором был распят Иисус Христос. Её мечта сбывается и, возвращаясь в Рим, она получает кусочек креста, на котором распят Иисус Христос. И этот маленький кусочек в будушем передаётся от поколения к поколению и доходит до Рипсиме. 

Вскоре открывается тайник, где спрятались девы. Но перед этим Рипсиме спрятала кусочек креста в пещере. И вскоре это место забывается. 

Проходит много лет , люди ищут это место, но так и никто не смог найти его. 

По рассказам, в седьмом веке в одной из пещер горы Вараг жили монах Тодик и его ученик Овел. Они молились господу, чтоб он показал им то место, где находится тайник. В 660 году, они видят видение: в воздухе появляется светящийся крест, окружённый 12 столбами яркого света. Вся гора Вараг начинается светиться, и этот свет падает на церковь, которая стояла недалеко от горы. Монах со своим учеником бегут в церковь, где на св. столе они обнаруживают кусочек креста, на котором был распят Иисус Христос. 

Эта новость доходит до царя и католикоса всех Армян. Они приходят к горе Вараг и празднуют такое величайшее событие. 

На то время католикосом всех Армян был Нерсес 3. Он приказывает добавить к церковным праздникам ещё один – «Варага Сурб Хачи тон», «Святого Креста горы Варага», в память о кресте Иисуса Христа. 

На том месте где были 12 столпов света, вскоре строят церковь, которая носит название Св. Ншан. 

Этот праздник относится к переносным, и празднуется в самое близкое к 28 сентябрю воскресенье. 

«Таргманчац тон»

(Праздник перевода Библии на армянский язык) 

Месроп Маштоц и Саак Партев в Армянской церкви относятся к святым. 

В середине четвертого и в начале пятого века Армения находилась в трудном положении. Так как не существовала письменность и общий язык, на котором бы говорили все Армяне. Церковные службы проходили на разных языках. В основном это были греческий и ассирийский языки. И Библия не была переведена на армянский язык, была доступна лишь некоторым. 

В это время Месроп Маштоц и Саак Партев предприняли попытку создать армянский язык. В 405 году Месроп Маштоц пишет армянский алфавит. 

После того, как был написан алфавит, Месроп Маштоц и Сака Партев начинают открывать многочисленные школы на территории Армении. Они перевили Библию и написали много молитв и правил и т.д. 

Месроп Маштоц и Саак Партев имели много учеников, которые помогали им в переводе на армянский язык духовные писания с греческого и ассирийского языков. Ученики Месропа Маштоца и Сака Партева тоже признаны святыми со стороны Армянской церкви, большинство из них были историками и писателями. 

Благодаря этому христианство более сильно укрепилось в Армении и стало легче передавать учения и истолковывать Библию. 

Это короткое время создало столько литературных богатств в Армении, что потом оно носит название «Золотой век» армянской литературы. Армянская церковь празднует каждый год праздник Св. Переводчиков или «Таргманчац тон» в промежутке между 3 октябрем и 7 ноябрем. Празднуя этот праздник, мы благодарим этих людей, которые внесли большой вклад в духовную и литературную жизнь Армянского народа. 

Матах-жертвоприношение.

Одной из обрядовых особенностей Армянской Церкви является матах - жертвоприношение; главный смысл его - пожертвование, принесение дара Богу и сотворение милости к бедным.

Матах существовал еще во времена Григория Просветителя Армении. После победы над гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе с Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне принес благодарственную жертву Богу, заколов множество животных и раздав их бедным.

С древних времен в Армянской Церкви установился обычай в дни больших праздников, в связи с освящением церквей или хачкаров совершать жертвоприношения.

Жертвоприношение совершается по разным причинам:

- в благодарность Богу за избавление от несчастья или ниспослание благополучия

- как ходатайство за упокоение душ усопших

- во искупление грехов и ради спасения души.

Для жертвоприношения необходимо два компонента: 

животное и соль. Животное должно быть особью мужского пола. 

Это может быть бычок, баран, петух или голубь. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана - в 7 домов, петуха - в 3 дома. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо. Соль должна быть освящена - этим также матах отличается от языческого жертвоприношения.

Мясо варится в воде, приправленной солью и только. Как раньше, так и сегодня многие клирики и богословы Сестер Церквей обвиняют Армянскую Церковь за матах, считая его остатком иудаизма, язычества и варварства.

Однако обычай армянского матаха является глубоко человеколюбивым, христианским обычаем, который дает возможность верующим выразить свою любовь к Богу, проявить милосердие, помогая бедным и т.д.

Истоки матаха идут от Авеля, Ноя, Авраама, Исаака и других праотцев. Сам Христос во время тайной вечери вкушал мясо пасхального агнца, который является матахом, завещанным пророком Моисеем.